30–31 March, 2015
In this paper was analyzed on agrarian sector in Khorezm (Uzbekistan). The main idea of this paper is to analyze relationships between agriculture and productive process with water resources used by them. The first goal is to analyze estimating method of virtual water in rice plant, cotton and grain crops which highest water consumption. On the analyzing process not only growing production which demanded less water, also it is too important opportunities to save water. On the way of saving environment and water resources, we based that changing more important to use water in agricultural sector and wide fields.
It is clear that international trade has become part of every people daily activities. Shops, supermarkets present various numbers of goods which is made in foreign countries. Many people all around the world enjoy driving cars produced in Germany, use iPhone, eat American fast foods such as hamburger, pizza, wear sportwear and shoes from nike, adidas, etc. In order to reach successful level in business, companies, organizations are required to make numerous processes that also include huge risks and decisions. Trading outside domestic market can bring various business risks and uncertainties, but it is worthy since it could establish the business’s long term future, because without international trade, business would be small and standard of living would be poor [1].
Most people think of the IMF as an institution that provides emergency credits to countries that have found themselves in difficulties, either as a consequence of poor economic policies or through external circumstances, such as a sudden drop in commodity prices, or a financial crisis in a neighboring country. In return the country is obliged to impose painful austerity policies, usually involving reductions of budget deficits, through spending cuts or increased revenue (taxation), a rise in interest rates to reduce inflation, and an alteration of the exchange rate (a devaluation).
В Узбекистане с первых дней независимости особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, предоставления льгот для ведения бизнеса, ограничению вмешательства государственных, в том числе надзорных и контролирующих органов, в деятельность предпринимательских структур. Развитие сферы предпринимательства и малого бизнеса в Узбекистане строится на сформированной мощной законодательной и правовой базе, постоянном ее совершенствовании, системной государственной помощи в вопросах предоставления бизнесу льгот и преференций, техническом и технологическом переоснащении и модернизации производства[1].
Реализация широкомасштабных экономических реформ за годы независимости Узбекистана обеспечила создание в стране таких новых отраслей промышленности как автомобилестроение, бытовая электротехника, нефтегазохимическая отрасль, фармацевтика, содействовала полной модернизации и переориентировке на выпуск конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью пищевую и легкую промышленность, химическую отрасль, производство строительных материалов и др.
Начнем с того, что слово «бизнес» (от формы «busy»-«занят») со времени своего рождения обрело во всех странах английского языка (прежде всего в США) множество родственных, но неодинаковых по смыслу значений: профессия, занятие, дело, предпринимательство (экономическая деятельность с целью извлечения прибыли); сделки; деловые круги; деловая жизнь; компании, а то и просто источник заработка…
Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи, где сталкиваются спрос и предложение и определяется цена. Величина рынка, как известно, непосредственно связана со степенью специализации общественного труда. Этому полностью соответствует рынок ценных бумаг, который тоже развивается вследствие роста специализации эмитентов и инвесторов, т.е. продавцов и покупателей товара "ценная бумага". С одной стороны, растет число эмитентов, осуществляющих эмиссии ценных бумаг; с другой стороны, все более дифференцируются их виды, увеличиваются масштабы их обращения, расширяется круг инвесторов.
Малое предпринимательство является основой рыночной экономики развитых стран. На долю малого предпринимательства приходится основной вклад в производство национального дохода, в его структурах создаются новые рабочие места, занятые в нем выступают главными налогоплательщиками, они же будучи представителями среднего класса, служат социальной опорой правительства. В числе особенностей малого предпринимательства можно перечислить быструю окупаемость капитальных вложений, ориентацию производителей на региональный рынок, гибкое реагирование на изменение спроса. Развитие малого предпринимательства является приоритетной сферой государственной экономической политики.
Бәрімізге белгілі, Мемлекет басшысы Н.Ә. Назарбаев 2012 жылы 14 желтоқсанда еліміздің келешегіне айқын бағдар көрсеткен, ХХІ ғасырдағы басты міндеттерді қамтыған «Қазақстан-2050» Стратегиясын жария етті. Елбасы Н.Ә. Назарбаев әлемдегі үшінші сын-қатер деп жаһандық азық-түлік қауіпсіздігіне төнетін қатерді атады. Президент Н.Ә. Назарбаев өз сөзінде жер-жаһанда халық саны өсуінің жоғары қарқыны азық-түлік проблемасын күрт шиеленістіре түсетінін, бүгіннің өзінде әлемде миллиондаған адам аштыққа ұшырап, миллиардқа жуық адам тағамның ұдайы жетіспеушілігін бастан кешіріп отырғанын еске салып өтті [1].
Аҳоли бандлигини таъминлаш жамият ижтимоий-иқтисодий ривожланишининг энг муҳим шартларидан бири ҳисобланиб, иқтисодиётда алоҳида аҳамият касб этади. Ўзбекистонда аҳолини иш билан таъминлашни янада яхшилаш ва унинг фаровонлигини оширишнинг энг муҳим йўналишларидан бири бу – кичик бизнес ва хусусий тадбиркорликни ривожлантириш ҳисобланади. Хусусан, Ўзбекистон Республикаси Президенти И.А.Каримов: “аҳоли бандлигини таъминлаш ва янги иш ўринларини ташкил қилиш муаммосини ҳал этиш ... яқин истиқболда мамлакатимизни муваффақиятли ва барқарор ривожлантиришнинг алоҳида устивор йўналиши ва ҳеч муболағасиз энг муҳим шартидир”, - деб таъкидлаб ўтишлари мазкур вазифанинг долзарблигини белгилаб беради.
Мустақиллик йилларида мамлакатимиз миллий солиқ сиёсатининг устувор йўналишлари белгиланди. Унинг асосий мақсади – солиқ тўловчилар ва давлат бюджети манфаатлари ўртасида ўзаро уйғунликни таъминлашга йўналтирилди. Бундай уйғунликни таъминлашнинг энг муҳим воситаларидан бири солиқ юкининг оптимал миқдорини белгилаш ва шу тариқа давлат бюджетини зарурий молиявий ресурслар билан таъминлаш, солиқ тўловчилар зиммасидаги солиқ мажбуриятларини уларнинг молиявий барқарорлигига салбий таъсир этмаслигига эришишдан иборат бўлди. Бугунги кунда, Ўзбекистонда икки поғонали – умумдавлат солиқлари ҳамда маҳаллий солиқлар ва йиғимлардан иборат солиқ тизими амал қилмоқда. Умумжамият аҳамиятига молик умумдавлат солиқлари ижтимоий, иқтисодий, сиёсий, экологик ва миллий хавфсизлик соҳаларида амалга ошириладиган чора-тадбирларни, маҳаллий солиқлар ва йиғимлардан шаклланган молиявий маблағлар эса маҳаллий тузилмалар миқёсида режалаштирилган чора-тадбирларни молиялаштиришга йўналтирилмоқда.
В даний час особливої актуальності набула проблема адекватного оцінювання кредитного ризику банку. Пріоритетним напрямком в системі оцінки кредитного ризику, є оцінювання якості кредитного портфеля банку. Необхідність проведення банками оцінювання якості кредитного портфеля обумовлена зміщенням акцентів у бік якісного аналізу видаваних кредитів. Крім того, оцінка кредитного портфеля є важливою в роботі як самого банку, так і потенційних покупців, оскільки при погіршенні ситуації в банку вміння продати проблемну частину портфеля за адекватною ціною є вагомим фактором. Існуючі вимоги українського законодавства, рекомендації та інструкції Національного банку України в якійсь мірі наближаються до міжнародних підходів до оцінки кредитного портфеля.
Стратегічним завданням розвитку національної аграрної економіки сьогодні є визначення основних її пріоритетів. В першу чергу це стосується залучення інвестицій та розширення ринків збуту продукції. Серед потенційних зарубіжних інвесторів є певна недовіра до України як надійного партнера в економічній співпраці. Політики в Україні часто розглядають потенційних міжнародних партнерів як спонсорів розвитку національної економіки. Мова йде в основному про надання кредитів, а не про відкриті та взаємовигідні для зацікавлених сторін умови економічної співпраці.
У кінці ХХ століття спостерігалася низка криз (демографічний «вибух», сучасний науково-технічний потенціал, біосферна криза та ін..), які спричинили перехід більшості держав на модель сталого розвитку. Під сталим розвитком країни розуміють одночасне забезпечення задоволення різноманітних потреб населення, які постійно зростають, розумне і безпечне для довкілля господарювання та оптимальне використання природних ресурсів, підтримка сприятливих природних та екологічних умов для здоров’я та життя людини.
Розвиток виробничих стосунків поступово призвів світ до процесу глобалізації економіки. В результаті основною рушійною фінансовою силою сучасної міжнародної економіки є транснаціональні корпорації, для яких зовнішньоекономічна (закордонна) діяльність має більше значення ніж внутрішні операції материнської компанії в країні базування. На сьогодні ТНК на міжнародній арені виступають торговцями, інвесторами, розповсюджувачами сучасних технологій та стимуляторами міжнародної трудової міграції.
Всі розуміємо, що за допомогою менеджменту людське суспільство з хаотичного перетворюється на високоорганізоване й ефективне. З одного боку – це наука, яка спирається на об’єктивні закони та закономірності, чіткі правила й технології. З іншого, менеджмент має справу з людськими спільнотами, які суттєво відрізняються одна від одної звичками, традиціями, життєвими цінностями, інститутами, рівнем освіти, суспільною мораллю тощо. Тому при переході від теорії менеджменту до практики необхідно застосовувати такі моделі, які відповідають місцевим умовам.
На сьогоднішній день фінансово-економічна та політична кризи значно загострили усі недоліки, які притаманні економіці України. Світовий досвід свідчить про те, що у часи економічних та політичних криз проблема бідності та незахищеності надзвичайно загострюється та здатна досягти масштабів соціальної катастрофи. Глибока криза та падіння економіки в Україні зумовлюють активізацію діяльності підприємств соціальної сфери, специфіку їх функціонування.
Одним из специальных оснований ликвидации юридичеких лиц по законодательству РК является банкротство. Селдует отметить, что факт банкротства юридического лица может быть признан только судом. То есть на сегодняшний день понятие внесудебного банкротства в нашем законодателстве нет. Во внесудебном порядке речь может идти тлько о внесудебной ликвидации несостоятельного должника, осуществляемой по решению уполномоченного органа с согласия комитета крдиторов [1, с.25].
Риск, являясь неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим главным и непременным критерием нормальной дееспособности современного предприятия является умение высшего руководства, опираясь на строго научную основу анализировать, оценивать риск как с качественной, так и с количественной стороны, прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений. Основной задачей оценки предпринимательских рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на деятельность предпринимателя.
Международный опыт показывает, что привлечение иностранных инвестиции является одним из основных факторов, способствующих ускоренному экономическому развитию страны. Даже такие высокоразвитые государства как США, Германия, Франция, Япония, Великобритания и другие рассматривают привлечение иностранного капитала как необходимое средство роста их экономического потенциала, стабильного благосостояния жизни граждан. Активизирующее влияние иностранных инвестиций наглядно демонстрирует опыт таких стран, которые находятся в состоянии ускоренного развития– Китай, Южная Корея, Сингапур, Малайзия и другие страны. В этих странах были созданы благоприятный инвестиционный климат, и результаты оправдали действия[1].
Водные ресурсы-это все воды гидросферы, то есть воды рек, озёр, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, почвенная влага, вода(льды)горных и полярных ледников, водяные пары атмосферы. В Узбекистане крупнейшим потребителем воды является сельское хозяйство. Водные ресурсы считаются неисчерпаемыми так как придумали технологию по опреснению соленых морских вод. Водные ресурсы Узбекистана являются частью водных ресурсов, которыми располагает бассейн Аральского моря. К этому бассейну принадлежат крупнейшие реки Средней Азии Амударья и Сырдарья, являющиеся главными источниками: поверхностного стока и непосредственно выпадающие в Аральское море, а также реки гидрографические тяготеющие к бассейну и расположенные в пределах Аральской впадины. K ним относятся реки Зарафшан, Кашкадарья, Теджен, Мургаб, Чу, Талас, Асса и многие реки, не доносящие воды до основных речных систем, стекающие со склонов Памир-Алая и Тянь-Шаня[1, 21-24].
Впервые теоретические вопросы государственного репетирования международных потоков капитала были подняты экономистами в годы первой мировой войны в рамках теории регулирования платежного баланса. Научный интерес к проблемам валютного регулирования повысился в 1940-60-ые гг., когда валютные ограничения широко использовались развитыми странами в рамках бреттонвудской валютной системы. В настоящее время валютный контроль яв¬ляется необходимым условием проведения стабилизационной политики в раз-вивающихся государствах и странах с переходной экономикой.
Целью управления дебиторской и кредиторской задолженностью является обеспечение наиболее эффективной реализации экономических решений в процессе деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо руководствоваться следующими принципами: 1. Недопустимо аккумулировать большую величину дебиторской и кредиторской задол¬женности, чем может позволить собственный капитал; 2. Необходимо прогнозировать последствия роста дебиторской и кредиторской задол¬женности; 3. Недопустим неоправданный рост дебиторской и кредиторской задолженности.
Из мирового опыта известно, что одним из закономерностей экономического развития является органическая взаимосвязь экономического роста и увеличение доли услуг в национальной экономике. Этот процесс выражается в росте объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов в сфере услуг. Социально-экономическое значение сферы услуг выражается в следующем: • непосредственно участвует в формировании национального дохода; • быстро приспосабливается к спросу потребителей; • способствует решению проблемы занятости населения; • создает возможность для пользования предлагаемыми сферой услуг видами услуг; • приведет к повышению качественного уровня и конкурентоспособности трудовых ресурсов.
В результате проводимых реформ в аграрном секторе фермерские хозяйство по праву стали ведущим звеном и основной формой организации сельскохозяйственного производства. Фермерское движение объединяет свыше 66 тысяч фермерских хозяйств, на чью долю приходится более 85 процентов всех пахотных земель, где производится основная часть сельскохозяйственной продукции. Агарный сектор тесно связан природными условиями. Прошедший год не был каким-то исключением в перечне последних лет: природные катаклизмы, обильные осадки в период подготовки к новому сезону, приход поздней весны с избыточной влажностью, высокие летние температуры вызвали серьезные проблемы и трудности для проведения сельскохозяйственных работ.
Как известно, в отечественной экономической литературе выделяют следующие методы учета и калькулирования фактической себестоимости продукции: нормативный; попередельный; позаказный и попроцессный. Сущность позаказного метода заключается в том, что все прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения.
Монетарні посткейнсіанці – майже єдина школа макроекономіки, яка вважає, що маса грошей визначається не зовнішніми (екзогенними) по відношенню до приватного сектора чинниками, наприклад, Центральним банком, а формується ендогенно – створюється всередині економіки за рахунок взаємодії економічних суб’єктів приватного сектору, перш за все корпорацій і комерційних банків. Ендогенність грошової маси відіграє велику роль, не лише тому, що знижує ефективність грошової політики, але й тому, що збільшує можливість боргового фінансування промисловим сектором своїх інвестицій. Це позначається на збільшенні амплітуди коливань ділової активності.
Елдің әлеуметтік-экономикалық дамуының ұзақ мерзімге арналған стратегиясы табиғи, әлеуметтік-экономикалық және т.б. аумақтық факторларды толықтай ескеріп, олардың мемлекеттік саясаттың барлық бағыттарында нақтыланғанда ғана ғылыми тұрғыдан негізделген және жүзеге асу мүмкіндігі жоғары болады. Қазіргі уақытта республика кеңістігіндегі әлеуметтік-экономикалық жағдайларының біркелкі болмауы мемлекет тарапынан жүргізілетін өңірлік саясат ерекшеліктерін анықтайды. Осыған орай, мемлекеттің өңірлік саясатының мақсаттары мен міндеттері, оларды жүзеге асыру механизмдері анықталады.
В современной рыночной экономике банковская система играет огромную роль. Её деятельность связана с процессом воспроизводства. Банки - элементы банковской системы, опосредуют связи между субъектами экономики, и любое изменение в банковской системе тем или иным образом будет затрагивать всю экономику. Из этого следует, что надежная банковская система является важным условием эффективного функционирования всей рыночной экономики. Именно поэтому, сегодня одним из актуальных вопросов в современной рыночной экономике стал вопрос об изучении банковской системы. Объектом исследования в данном докладе являются основные тенденции и проблемы развития банковской системы в целом.
Ўзбекистон Республикаси мустақиллигининг дастлабки йилларидан бошлаб, олиб борилаётган самарали иктисодий сиёсат ва ислохотлар республика худудида барқарор монетар муҳитни яратишга асос бўлиб келмоқда. Ўтган 2014 йилда пул-кредит сиёсати Республика Марказий банки томонидан «Ўзбекистон Республикаси Марказий банки тўғрисида »ги Қонуни, «Монетар сиёсатнинг 2014 йилга мўлжалланган асосий йўналишлари» ва Вазирлар Маҳкамасининг 2003 йил 4 февралдаги «Пул-кредит кўрсаткичларини тартибга солиш механизмини такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида»ги Қарори талаблари асосида амалга оширилиб бормоқда. Бу борадаги ишлар давомида асосий эътибор, инфляция даражасини 6-7 фоизли мақсадли параметри доирасида бўлишини таъминлаш, юқори иқтисодий ўсиш суръатларини молиявий кўллаб-қувватлаш ва иқтисодиётдаги пул таклифини мақбул даражада ушлаб туришга қаратилган.
Постановка проблеми. На сучасному етапі економічних відносин кадрове забезпечення закладів культури сільської місцевості набуває особливого значення. На сьогодні існує гостра проблема забезпечення закладів культури кваліфікованими кадрами. Формування кадрового забезпечення нерозривно пов’язане з соціально-економічним станом сільського населення. Нагальною потребою сучасного періоду економіки повинно стати застосування заходів для подолання негативних явищ демографічної кризи, а саме: скорочення чисельності населення, катастрофічного зниження народжуваності та високого рівня смертності, від’ємного сальдо міграції, причиною якої є безробіття, низький рівень доходів та відсутність належних умов для розвитку культури. Все це стримує розвиток закладів культури, які залишаються основними осередком культурного відпочинку та мистецького аматорства у сільській місцевості. Саме комплексний аналіз та врегулювання сучасних соціально-економічних проблем сприятиме розвитку кадрового забезпечення.
Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли. Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Одной из черт современной глобализации является усиление значения прямых иностранных инвестиций. Проводимая в стране политика эффективного экономического обновления и модернизации экономики и создания благоприятного инвестиционного климата для зарубежных инвесторов даёт устойчивый приток иностранных инвестиций в национальную экономику.
Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства. В современных условиях, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходимо создание качественно сформированной инвестиционной инфраструктуры, которая способна создать условия для осуществления инвестиционной деятельности, снизить степень риска инвестиционных вложений, облегчить привлечение дополнительных инвестиций, аккумулируя финансовые ресурсы. Инвестиционная инфраструктура позволяет реализовать открывающиеся финансовые возможности и тем самым придает жизненность инвестиционному процессу.
Кәсіпорынның қаржылық жағдайын әдістемелік талдаудың бірыңғайлылығын қамтамасыз ету мақсатында Қазақстан Республикасының Экономика және бюджеттік жоспарлау Министрлігімен 12 шілдеде 1995 жылы бекітілген кәсіпорынның баланс құрылымын бағалау тәртібі жөнінде ережелері [1], кәсіпорындарды қайта құру бойынша Агенттілікпен 1995 жылы 5 қазанда бекітілген төлем қабілетсіз кәсіпорынның қаржылық жағдайын терең талдау бойынша әдістемелік нұсқаулары [2], Қазақстан Республикасының «Банкроттылық жөнінде» 21.01.1997 ж. Заңы [3], ҚР Министрлер Кабинетінің «Қазақстан Республикасында дәрменсіз мемлекеттік кәсіпорындарды қаржылық-экономикалық сауықтандыру, қайта құру мен жою механизмі жөнінде» 07.09.1994 ж. № 1002 қаулысы қабылданған [4]. Қаржылық саясатты өңдеудің негізгі бағыттарының бірі ретінде кәсіпорынның қаржылық жағдайын талдау әдістемесі ұсынылады. Осы облыста зерттеушілер қатары күн сайын (М. В. Юревич, Н. В. Балихина, А. Ф. Иваненко, А. Синягин, Ю. А. Михайлов, Н. Н. Белоусова и др.) толықтырылып отырады. Ертерек басылып шығарылған әдістемелер толықтырылып және қайта шығарылып (А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев, О. В. Ефимова және т.б.) отырады. Бұл, бір жағынан, берілген әдебиетке кең сұраныс жөнінде куә болады. Нарықтық экономикада «қаржылық жағдай» бұл жай сөз тіркесі емес, бұл ұғым потенциалдық серіктерінің сенімділігін, кез келген уақытта өзінің ағымдық қарыздарын төлеу қабілеттілігін, пайданы қуу жолында банкротқа ұшырамауды білдіреді.
Жалпы, қуат¬ты экономика деп – күшті кәсіпкерлік, отандық кәсіп-орындардың бәсекеге барынша қабілеттілігі мен олардың кооперациясын атауға болады. Ол үшін мемлекет тарапынан көрсетілетін қолдаулары да олардың жүзеге асып отырғандығы да белгілі. және әрдайым зерделіп қарастырылып келеді. Солардың бірі, экономиканың шикізаттық емес секторына қазіргі ахуалына ғылыми тұрғыдан қысқаша талдаулар жүргізе отырып, ондағы отандық кәсіпкерліктің тиімді даму жолдарын сондай-ақ, оған әсер ететін бірнеше факторларды анықтау [1]. Қазіргі таңда Қазақстан экономикасының интенсивті түрінен экстенсивти түріне көшу үрдісі маңызды орын алып отыр. Яғни, ұлттық экономиканың дамуы сандық көрсеткіштерден сапалық көрсеткіштерге қол жеткізу кезеңін талап етуде.
До ринкових інструментів або інструментів опосередкованої дії відносяться: операції на відкритому ринку; регулювання облікової ставки; зміна норми обов'язкових резервів. Інструменти опосередкованої дії є складовою частиною ринкових механізмів. Визначальною їх особливістю є те, що вони пов'язані з іншими ринковими інститутами, які реагують на зміну периметрів грошової маси. Застосування опосередкованих інструментів грошово-кредитної політики потребує існування ринкового середовища, яке спроможне реагувати на зміну параметрів регульованих змінних. Можливість застосовувати опосередковані інструменти грошово-кредитної політики в масштабах, властивих ринковим економікам, може бути індикатором рівня її розформування. У розвинених ринкових економіках вже існують традиції та значні напрацювання в застосуванні опосередкованих інструментів грошово-кредитного регулювання.
За останні роки розрив у рівні доходів між країнами та окремими групами населення не зменшився, а, навпаки, суттєво зріс. Як наслідок, посилилась економічна нерівність, а розрив між доходами бідних і багатих верств постійно зростає, країни, які мають трансформаційну економіку та країни, що розвиваються «програють» країнам з розвиненою економічною системою у грі під назвою «глобалізація». Глобалізація являє собою функціонування економік окремих країн у рамках єдиної економічної системи. Це процес всесвітньої економічної, політичної та культурної інтеграції та уніфікації, основним наслідком якого є світовий поділ праці, міграція капіталу в масштабах всієї планети, яка представлена людськими та виробничими ресурсами. Даний процес тягне за собою стандартизацію законодавства, економічних і технологічних процесів, а також сприяє зближенню і злиттю культур різних країн, поширенню їх звичаїв та традицій. Цей процес є об'єктивним та незворотнім і носить системний характер, тобто охоплює всі сфери людського життя [3, c. 67]. Його неможливо зупинити, оскільки завдяки процесу глобалізації велика кількість людей покращують свій матеріальний статус, багато компаній виходять на міжнародний ринок, основним завданням яких є закріплення за собою позицій лідерів торгівлі та розвиток свого бізнесу, розширення сфери впливу.
Салықтық аудит көбінесе бір және бірнеше қызмет түрлерімен айналысатын, көптеген шаруашылық операциялардыы жүзеге асыратын, мәміле немесе келісімшарт негізінде қызмет ететін орта және ірі кәсіпкерліктерде талап етіледі. Осындай шаруашылық субъектілрерінің айналымдары үлкен, оған байланысты тиісті салықтық міндеттемелер мен айыппұлдар мен өсімдер де едәуір жоғары болады. Кез келген кәсіпорынның салықтар бойынша аудиттің жүргізілуі белгілі бір салықтардың кем төленуін уақытында алдын алу мен олардың анықталуы кәсіпорынның салықтық тексеру басталмас бұрын қателер түзетілген есеп берулер мен декларацияларға толықтырулар енгізу арқылы және жетіспеушіліктер мен өсімпұлдарды төлеу арқылы алдын алумен кәсіпорынды айыппұлдардан қауіпсіздендіруге мүмкіндік береді. Осылайша, салықтар бойына жүргізілетін аудит кәсіпорынды салықтық тәуекелдер қатерінен тиімді сақтау әдісі болып табылады.
В современных условиях жесткой конкуренции во всех сферах жизни образование становится важнейшим условием внедрения во все сферы человеческой деятельности инновационных технологий, роста конкурентоспособности, повышения квалификации и уровня жизни в целом. Социально экономическая значимость высшего образования заключается в том, чтобы каждый человек мог получать квалификационные и социальные навыки, которые позволят ему всегда оставаться востребованным на меняющемся рынкетруда, полноценно участвовать в развивающейся инновационной экономике и, тем самым, обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние общества в целом. Принимая во взгляд возрастающую роль системы образования, а также высшегообразования, во многих странах стратегия дальнейшего развития определяется приоритетами и интересами национальной стратегии, и направлена на повышение качества и обеспечение доступности высшего образования. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис в стране особое внимание уделяются на сферу образования. Бюджетные расходы на сферу образование составляет среднем около 34,0 процента (таблица).
Глобализация мировой экономики оказывает существенное влияние на развитие банковской системы как важнейшей неотъемлемой составной части финансовой системы. Понимание сущности современного процесса развития банковского сектора позволяет выявить влияние современных общемировых процессов на банковскую систему, а также обратную связь с точки зрения клиентов банка, банковского персонала, влияния банковской системы на экономический рост страны в целом.
Метою економічної трансформації України в контексті європейської інтеграції є побудова ефективної ринкової системи господарювання. Економічні реформи мають багато важливих та суперечливих проблем, серед яких є удосконалення фіскальних взаємовідносин торговельних підприємств як із покупцями, так і з бюджетом. Торгівельна діяльність – одна з найдавніших в історії людства. Колись торгівля стала сполучною ланкою для взаємодії різних країн і куточків всього світу. Основною метою державного регулювання торгівлі, як важливого засобу розвитку всієї економіки, повинен бути вдалий шлях та всебічне стимулювання процесу впровадження сучасного, регульованого внутрішнього ринку країни. Це дасть змогу максимально задовольняти потреби споживачів і виробників та сприятиме розширенню відтворення та розвитку торгівлі як окремої галузі.
На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить: • степень развитости товарно-денежных отношений; • общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность; • законодательные основы и акты; • общее представление о сущности и роли банка в экономике. Степень развитости товарно-денежных отношений, торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Формирование оживленного денежного и товарного оборотов, развитие национальных рынков, международной торговли являются предпосылкой развития банковской системы. Спрос на банковские услуги возрастает и расширяется по мере увеличения масштабов производства и обмена между товаропроизводителями. Негативное влияние на развитие банковской системы оказывают войны, стихийные бедствия, затяжные экономические кризисы.
Қазіргі жаһандану жағдайында қатаң бәсекелестік күреске төтеп беру үшін бәсекеге қабілетті экономиканы қалыптастырып, оны модернизациялау және әртараптандыру, яғни инновациялық даму жолына бағыттау кез келген елдің алдында тұрған үлкен міндет. Себебі, инновациялық дамудың өзі ұлттық экономиканың өсуін, бәсекеге қабілеттілігін көтерудің ең маңызды факторы. Ал, инновациялық дамудың мақсаты – ұлттық экономиканың бәсекеге қабілеттілігін арттыру негізінде сапалы экономикалық өсуге жету.
Ўзбекистон мустақилликка эришиши республика иқтисодиётида, жумладан аграр соҳада қишлоқ аҳолиси манфаатларига жавоб берувчи ўзига хос ислоҳотларни амалга оширишга киришилди. Ўрта Осиё минтақаси Совет давлати ҳукмронлиги йилларида энг йирик аграр-иқтисодий районлардан бири бўлиб, бу ҳудудда ўзлаштирилган ерлар бутун СССРдаги ўзлаштирилган ерларнинг ярмига тенг бўлган . Минтақавий мехнат таксимотига кўра Ўзбекистонда пахта хом ашё комплексини ривожлантириш назарда тутилган. Пахта валюта тушумига эга бўлган асосий хом-ашё бўлганлиги боис, ундан келадиган даромад пахта хом-ашёси етиштирган Ўзбекистонга эмас, умумий иттифоқ бюджетига тушар эди.
Иқтисодий тизимга уни бошқариш сифатини белгиловчи ўзига хос инфратузилма модели мос келиб, иқтисодиётни давлат томонидан тартибга солишга асосланган моделдан бозор элементлари орқали тартибга солишга асосланган моделга ўтиш қишлоқ инфратузилмаси соҳасида ҳам муҳим ташкилий-иқтисодий ўзгаришларни келтириб чиқарди. Бу жараён инфратузилма элементларининг фаолият шакли ва усуллари ўзгаришида ва янгилари пайдо бўлишида ёққол намоён бўлди.
Наблюдая за результатами экономических реформ и программы экономического развития стран мира, можно стать свидетелями того, что основа экономических достижений, безусловно, непосредственно связана с деятельностью банков. Можно положительно оценить достигнутые успехи в реформировании и либерализации банковской системы, организации деятельности местных банков, соответствующей требованиям международной банковской системы и дальнейшее усовершенствование их деятельности в результате осуществления мер, в соответствии с программой, разработанной в рамках банковско-финансовой системы на основе выбранной своеобразной модели экономического развития страны.
В современном мире страхование является важнейшей предпосылкой стабильной и безопасной жизнедеятельности каждого отдельного человека, семьи, общества в целом. Оно стало одним из основных источников долгосрочных финансовых ресурсов экономически развитых государств. Осознание роли страхования становится все более очевидным и для Узбекистана, последовательно идущей по пути формирования эффективных рыночных отношений. В настоящее время в нашей стране в основном сложился страховой рынок, включающий большое количество профессионально работающих страховых и перестраховочных компаний (обществ), в том числе иностранных и с участием иностранного капитала. Внедряются виды страховых услуг, соответствующие международным стандартам и учитывающие потребности отечественных страхователей. Формируется инфраструктура страхового рынка, представленная брокерскими, сюрвейерскими, экспертно-консультативными фирмами, страховыми пулами, союзами, ассо¬циациями и другими структурами.
Современное общество в своём развитие переходит с одного этапа на другой, на более высокий уровень развития, чем был до этого. Все эти этапы происходят через изменения в экономике, политике и конечно через общественную жизнь. До сих пор считалась, что каждая наука должна развиваться отдельно, но опыт показал, что науки должны совмещать и дополнять друг друга. На этих этапах своё развитие также подкладывает и экономическое мышление. Как оно проявляется в обществе? На этот вопрос мы можем ответить так, в первую очередь экономическое мышление это тот фактор, от которого зависит от или иное общество.
Финансовый рынок ‒ важная составляющая часть любой экономики. Он способствует мобилизации временно свободных средств и эффективному распределению их между теми экономическими агентами, которые в них нуждаются, способствуя таким образом развитию экономики в целом. Существует ряд проблем развития финансового рынка страны: - на финансовый рынок большое влияние оказывают иностранные инвесторы и совершенные ими финансовые операции; - система государственного регулирования финансовых рынков неэффективна, а это отрицательно сказывается на развитии рынка; - каждый год растет конкуренция зарубежных банков с отечественными банками, из-за этого развитие финансового рынка происходит гораздо медленней;
Державний бюджет-це надзвичайно складне соціально-економічне явище, є головною ланкою фінансової системи держави, найважливішим засобом, з допомогою якого держава здійснює розподіл і перерозподіл (ВВП). З нього фінансуються заходи загальнодержавного значення в галузі господарського, культурного будівництва, оборони держави, утримання органів державної влади і управління та інші відповідно до функціональної класифікації видатків. Для реалізації своїх функцій держава шукає фінансові ресурси, тобто таким чином формує свої доходи. А основним джерелом доходів держави є ВВП або національне багатство, частину якого вона і використовує. Крім того, державний бюджет є найдієвішим інструментом управління економікою. Разом з тим, в Україні фактично постійною є бюджетна криза. І її подолання, очевидно, варто почати з вирішення проблеми формування державного бюджету.
В умовах інтеграції України в міжнародні економічні спільноти проблема збереження і розвитку трудового потенціалу села є особливо актуальною. За сучасних урбанізаційних процесів та посилення проблеми забезпечення населення харчовими продуктами в умовах постійного зменшення кількості їх виробників сільськогосподарському потенціалу України належить особливо важлива роль. Адже на території України зосереджена чверть всіх запасів чорнозему на Землі. Україна є одним із найпотужніших виробників зерна, цукрового буряка, входить до сімки найпотужніших у світі виробників рослинної олії, свинини, цукру та картоплі. [10] За оцінкою FAO (Food and Aqriculture Orqanization) – Продовольчої і сільськогосподарської організації ООН – при забезпеченні мінімальних продовольчих потреб ООН та відповідно до її норм, українські агровиробники взмозі забезпечити продовольчі потреби 200 млн. чол. Сама ж Україна оцінює свій внутрішній сільськогосподарський та продовольчий потенціал (за умови відповідної державної підтримки українських аграріїв) на рівні 500 млн.[21]
Ўзбекистонда ва МДХ (Мустақил давлатлар ҳамдўстлиги) давлатларида микромолиялаштириш қуйидаги оммавий мақсадларни кўзлайди: -иқтисодий жиҳатдан камбағал, аммо фаол аҳоли учун муқобил молиявий хизмат кўрсатиш; -тадбиркорликни бошлаш учун молиявий қўллаб-қувватлаш; -мавжуд тадбиркорликни қўллаб-қувватлаш; -якка тартибдаги тадбиркорликни қўллаш; МДХ давлатларида микромолиялаштириш билан 136 та нодавлат ташкилотлари, 5892 та Кредит уюшмалари, 14 та Микромолиялаштириш банклари, 33 та тижорат банклари шуғулланишмоқда. Агар ушбу ташкилотларнинг хизмат кўрсатиш бозорлари бўйича таҳлил қиладиган бўлсак, тижорат банклари хизматларининг 73 фоизи, Микромолиялаштириш банкларининг 69 фоиз хизматлари шаҳар худудида, Кредит уюшмаларининг 49 фоиз хизматлари кичик шахарчаларда эканлигини кўришимиз мумкин. Нодавлат ташкилотлари(НТ) эса юкоридаги молия институтларидан фарқли равишда асосий хизматларини (36 %) қишлоқ жойларда кўрсатишмоқда.[3.55 б]
Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах, изменяется финансовое состояние предприятия. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием. Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, которые необходимы для нормального функционирования предприятия, целесообразным размещением этих ресурсов и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
В условиях модернизации национальной экономики внутренние инвес-тиции и привлекаемые иностранные инвестиционные проекты считаются важными. Вопросы инвестиций, в частности, совершенствование инвестицион-ной практики и положительное решение имеющихся проблем являются актуальными как в аграрной сфере, так и в экономической жизни страны. Привлекаемые инвестиции в аграрные хозяйства помогают получить им прибыль в форме имущественных или неимущественных прав и финансируется инвестором с целью получения прибыли. В соответствии с данным определением инвестиции привлекаются во все отрасли сельского хозяйства в промышленные предприятия, поставляющие в сельское хозяй-ство средства производства, минеральные удобрения, химические препа-раты, в фермерские и дехканские хозяйства, в агрофирмы, а также в другие подразделения, выполняющие задачи, связанные с переработкой и реализацией продукции. Привлекаемые инвестиции, таким образом, обес-печивают стабильную деятельность предприятий сельского хозяйства и служат для увеличения ВВП.
Современная эффективная банковская система – это банковская система, которой, во-первых, свойственны качественное выполнение основных функций банковской системы в экономике: сохранность вкладов; финансовое посредничество, то есть перераспределение капитала, рисков и доходов в экономике; агрегирование и сохранение банками экономической информации. Во-вторых, что не менее важно, это наличие спроса на банковские услуги и способность банковской системы предоставлять такие услуги вовремя и качественно. Банковская система должна уметь делать то, что необходимо экономике.
Успішна діяльність банку значною мірою залежить від обраної конце-пції управління ризиками. Мета процесу управління банківськими ризиками полягає в їх обмеженні або мінімізації, оскільки повністю уникнути ризиків неможливо. Проблема організації управління та оцінки ризиків існує у кож-ному банку, тому для вдалого здійснення торгового фінансування вкрай ва-жливим є розуміння природи ризиків, які пов’язані з цими операціями, для ефективного управління ними.