30–31 Березень, 2015
O'zbek millatiga xos bo'lgan eng noyob milliy xarakter xususiyatlaridan ayrimlari hayolilik, ibolilik, andishalilik kabilardir. Bu fazilatlar o'zbeklardagi islom ma'naviyati ta'sirida shakllangan kattalarga hurmat, ota-ona, qarindosh-urug'lar hurmatini bajo keltirish, ko'cha-kuyda, mehribonchilikda, odamlar orasida odob saqlash kabi milliy xulq sifatlarining asosi ham hisoblanadi. Bu fazilatlarning teskarisi salbiy ko'rinishlarda ham mavjud bo'lib, ular odobsizlik, andishasizlik, behayolik, beibolik ko'rinishida namoyon bo'ladi. Yuqorida sanab o'tilgan o'zbek milliy fazilatlari hayolilik, ibolilik, andishalilik darhaqiqat insoniy fazilatlar sanaladi, shuningdek. andishasizlik, odobsizlik, behayolik, beibolik darhaqiqat eng yaramas xususiyatlardan sanaladi va jamiyat tomonidan tarbiya nuqtai nazaridan qoralanadi.
Odamzot uchun bir umr zarur bo’ladigan tabiiy ko’nikma xususiyatlari, masalan ҳar qaysi bolaning o’ziga xos va o’ziga mos qobilyati atrofdagi odamlar bialan muomalasi tengdoshlari orasida o’zini qanday xis kilishi ,yetakchilig xislatlariga yega bulishi yoki yega bo’lmasligi kerak bo’lsa dunyokarashi bularning barchasi avvalo uning tugma tabiati bilan birga ,oiladagi tarbiyasiga uzviy boglik yekanini xayot tajribasi ko’p misollarda tasdiklab turibdi Biz o’z farzandlarimizning baxt saodatini ,ikbolini va kamolini ko’rishni istar yekanmiz ,nafakat oiladagi balki maxalla ko’ydagi odamlarning xati xarakati xam bolaning shakillanib kelayotgan yosh va sof kalbi va ongiga kanday tasir ko’rsatishi xakida doimo o’ylashimiz bu masalada zimmamizda kanday ulkan masuliyat borligini unutmasligimiz lozim va zarur.
Возросший в последнее время интерес к изучению эмоциональной сферы младших школьников обусловлен тем, что выяснение закономерностей эмоционально-волевого развития может значительно углубить понимание механизмов развития интеллекта и личности в целом.Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Изучением эмоционально-волевой сферы ребенка младшего школьного возрастазанимались С.Л. Выготский, Л.В. Занков, И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, М.С.Певзнер, Т.А. Власова и другие.
Наявність великого обсягу дослідницької літератури і різноманіття існуючих підходів до розгляду міжпоколінних взаємодій свідчить про актуальність даної проблематики, з одного боку, і відсутності завершеної методологічної основи досліджуваної теми, з іншого. В сучасній літературі з проблем взаємостосунків поколінь переважають два погляди. Одні автори обґрунтовують ідею глобального загального розриву між поколіннями, який постійно збільшується (М. Мід) [4]. Інші підкреслюють маятниковий характер міжпоколінних взаємостосунків (періоди конфліктів чергують з періодами спадкоємності (Х. Ортега-Гассет,) [5]. Історичному аспекту розвитку взаємин між поколіннями присвячені роботи А. Афанасьєвої, М. Мід, А. Толстих.
Восприятие является ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте. Сущность этого процесса заключается в обеспечении получения и первичной переработки информации из внешнего мира: узнавании и различении отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно связано со всем комплексом человеческих ощущений и является неотъемлемой частью психики. Без целенаправленного, планомерного развития восприятия невозможно создать фундамент для дальнейшего развития мышления, памяти, внимания, воображения. Поэтому важно изучать и развивать процесс восприятия ребенка для дальнейшего, полноценного развития, формирования его личности и интеллекта.
«Если ты придешь, завтра в школу, то мы тебя убьем». Такую угрозу услышала по телефону одна учащаяся из Канады по имени Кристин. «Я вовсе не из слабонервных людей, но меня довели до того, что я не хотела ходить в школу. У меня болел желудок, а по утрам после завтрака меня рвало». Вспоминает Хироми, девушка из Японии, как ее притесняли в школе. Над вами когда-нибудь издевались? Большинство из нас сталкивалось с подобным проявлением агрессии –в школе, на работе или даже дома, где злоупотребление властью сегодня происходит все чаще.
Для ответа на вопрос, связаны ли акцентуированные черты личности старшеклассников с выбором ими будущей профессии, нами были проведены следующие исследования: выявление среди контингента исследуемых лиц преобладание различных акцентуированных черт характера и в соответствии с полученными результатами разделить исследуемых на группы. Исследование проводилось с участием учеников школы № 22 г. Жезказганав возрасте 14-17 лет. В результатах исследования отражены данные по 68 подросткам, исследованным с использованием 3 - х психологических методик.
Письменная речь в современной психологии трактуется как один из видов специфической деятельности человека, который направлен на построение связных высказываний с помощью начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Такой подход позволяет утверждать, что письменная речь, как и любой другой вид человеческой деятельности, содержит в своей основе фактор внутренней побудительной силы или мотивационный компонент. Проблемам усвоения и развития письменной речи у младших школьников и рассмотрению психолингвистических основ данного процесса посвящены исследования Ш.А. Амонашвили, Н.И. Жинкина, С.Ф.Жуйкова, М.Р. Львова, А.Р. Лурия, В.Я. Ляудис и др.
Похилий вік, як один із завершальних етапів онтогенезу людини, характеризується нерівномірністю змін і гетерохронністю фаз розвитку. У пізній період життя людини спостерігається специфічне співвідношення між збереженням психофізіологічних функцій, дій, мотивації та особливостями особистості. Зниження психічного тонусу, сили й рухливості становить основну вікову характеристику психічного реагування в старості й водночас стає причиною виникнення почуття самотності та ізоляції.
В данной статье предлагается обзор теоретических подходов к изучению феномена сознания в рамках психофизической проблемы на основе трудов западных и отечественных теоретиков. Для начала рассмотрим взгляды на указанную проблему В. Вундта, так называемого первого в мире психолога, и его основного оппонента У. Джемса. Вундт утверждал, что феномен сознания параллелен процессам в нервной системе, однако он считал последние основанными на комбинации актуальных нервных событий [1, c.182]. При этом Джемс занимал достаточно радикальную позицию: «…глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состояниями сознания, а мозг наш обусловливает их существование, но ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово по отношению к физическим явлениям, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем…» [1].
І спостереження, і розрахунки, і оцінка обстановки, і прийняття рішень, і їх виконання в кораблеводінні і морській практиці вимагають від особового складу постійної пильності, зібраності, високої відповідальності. Моряки мають справу з морською стихією, яка далеко не схильна прощати людині його помилки. Море - завжди небезпека. Статистика і аналіз морських подій свідчать про те, що більшість навігаційних аварій і катастроф припадає на так звані, сприятливі умови: штиль або хорошу видимість, тоді коли кораблі виявляють себе на значній відстані і можна вжити заходів для безпечного розходження. У цих умовах здається, що ніщо не загрожує безпеці плавання і мимоволі послаблюється увага і притупляється пильність.
Ta'lim-tarbiya tarixiga nazar tashlar ekanmiz, dastlabki xalq og'zaki ijodi namunalaridan tortib, buyuk mutafakkirlar ijodigacha yoshlarni mehnatsevar bo'lib yetishishi, kasb-hunaro'rganish, mehnat ahlini hurmat qilish hamda mehnat insonni ulug'lash masalalariga alohida e'tibor berilganligiga guvoh bo'lamiz. Buni biz turli davrlarda yaratilgan ta'limiy-axloqiy asarlar va xalq og'zaki ijodi namunalari topishmoq, xalq qo'shiqlari, masal, maqol, ertak va dostonlarda mehnat va kasb-hunar odobi, axloqi va qoidalarini o'zlashtirish muhim hayotiy zarurat ekanligi ta'kidlanadi.