31 Березень, 2018
ХХI век. Человечество активно продолжает осваивать Мировой океан, космос, полярные области планеты, пустыни, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессами. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе. Каждый человек испытывает стресс, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Если заглянуть в словари, изданные еще лет двадцать назад, то англоязычного термина «стресс» там попросту не встретить. Зато сейчас специальная литература о стрессе насчитывает почти двести тысяч наименований. Что же значит понятие, модное до такой степени, что стало едва ли не «символом» нашего времени?
На современном этапе признано, что быть человеком – это, значит, быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями. Поэтому в психолого-педагогической практике остро стоит вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим одной из центральных задач в воспитании человека признается задача развития творческих способностей. Успех решения этой важной для теории и практики проблемы зависит, в первую очередь, от выделения и всестороннего изучения основных условий и средств эффективного развития способностей, и вооружение этими знаниями воспитателей детских дошкольных учреждений.
Cтарший школьный возраст является значимым периодом в становлении личности человека и именно в этом возрасте чаще всего встречаются проявления одиночества, которые обусловлены потребностью в интимном общении (О.Б. Долгинова, И.С. Кон, Л.В. Мудрик и др.). Различные аспекты проблемы переживания одиночества в старшем школьном возрасте рассматривали К.А. Корягина, Г.Л. Мудрик, Е.В. Неумоева, Ю.В. Скворцова, Н.А. Смирнова, Ю.Ю. Терюшкова, Г.Р. Шагивалеева и т.д. Как утверждает Г.Р. Шагивалеева [1], ключевым звеном возникновения одиночества является именно сам субъект, т.е. внутренние причины находятся в самой личности, в ее личностных особенностях, в структуру которых входят характер, направленность, способности, параметры психических процессов, вся система навыков, привычек и знаний, индивидуальный опыт человека, особенности природно-биологической организации.
На сегодняшний день аутодеструктивное поведение детей и подростков достигло таких масштабов, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) декларирует его в качестве одной из главных проблем здоровья человечества. Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост числа суицидов, а также проблем, связанных со злоупотреблением психоактивных веществ и другими саморазрушающими действиями подростков.
Современная школа призвана обеспечить личностное развитие учащихся, поддержать их индивидуальность, способность к саморазвитию и творчеству уже с первого года обучения в школе. В этот период выявляются задатки и способности ребенка, его нравственные убеждения, закладываются основы личности. Одной из наиболее трудных и важных задач является проблема воспитания интереса к учению. Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем эффективности и результативности, т.к. он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию.
Ранний детский аутизм - это общее расстройство развития, определяющееся наличием нарушенного или аномального развития, которое, чаще всего, проявляется в возрасте до трех лет, и аномальным функционированием во всех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения.
В настоящее время трудоголизм приобретает все большее распространение. По данным компании HeadHunter и белорусского портала TUT.BY (совместный проект RABOTA.TUT.BY), в ходе опроса 643 человек в 2012 году, выяснилось, что почти половина белорусов считают себя трудоголиками.
В психологии существует целый ряд подходов к пониманию эмоционального интеллекта: когнитивная способность, связанная с переработкой эмоциональной информации (И.Н. Андреева, Х. Вайсбах, У. Дакс, Д. Крузо, Д.В. Люсин, Дж. Мэйер, Е.А. Орел, П. Сэловей); сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик (Д. Гоулмен); некогнитивная способность, знания и компетентность, которые дают возможность человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями (Р. Бар-Он); способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими (И.Н. Андреева, Ю.В. Люсин).
За даними багатьох вчених оцінювання професійного становлення суб’єкта праці має бути комплексним з обов’язковим оцінюванням мотиваційних, рефлексивних та діяльнісних критеріїв. При цьому вважається, що активна побудова суб’єктом своєї професійної діяльності, її цілей, зовнішніх і внутрішніх засобів, умов, індивідуального стилю є активністю психічного відображення.
Стан психічної сфери військових фахівців певним чином пов'язаний як з надійністю професійної діяльності, так і з індивідуальними якостями особистості в їх взаємозв'язку через систему відносин з навколишнім середовищем.
Вплив різноманітних психотравмуючих чинників за екстремальних умов діяльності сприяє розвитку патологічних відхилень психіки і зміни стану здоров'я в цілому. Межові стани, преморбідні особливості особистості військових фахівців визначають ступінь їх психічної дезадаптації, тип її течії в проекції на сферу відносин з навколишнім середовищем і результатами професійної діяльності. Встановлено, що розвиток психічних розладів на ранніх етапах може протікати поволі, без явних клінічних проявів, що ускладнює виявлення, а, отже, і проведення своєчасних психологічних і медико-профілактичних заходів.