31 Січень, 2022
Бастауыш сынып жасындағы балалар мектепке алғаш келгенде танымдық iс-әрекетi еркiн сипатқа ие болады, таным көлмiн кеңейтедi. Ойлау процесi доминантты болып, интелектуальды дамуы бiрiншi жоспарға шығады. Кеңес одағының ағартушы ғалымы «В.А.Сухомлинский [1] адамның бет-бейнесi балалық шақта қалай тәрбиеленгенiне байланысты»- деген. Сондықтан төменгi сынып жасындағы берген тәрбиенiң зор маңызы бар екендiгiн есте ұстаған жөн. Бастауыш сынып оқушылары кездескен қиыншылықтарды шешуге және алдарына қойған мақсаттарына жетуге тырысады.
Жеткіншек кезеңнен бастап адамның болашақ тағдырын бағыттайтын оның басқа адамдарға деген қарым-қатынасы қалыптасады. Есейген сайын оны өзгертуге мүмкіндіктер болып тұрғанына қарамастан, уақыт өткен сайын сол мүмкіндіктерді пайдалану қиынға соғады. Өйткені, жас адамға өзгелермен қарым-қатынас орнату, оларға деген көз қарасын қалыптастыруды жоқтан бастауына тура келеді. Ол өзінің мінез –құлқы мен өзге адамдардың мінез құлқын басқаратын заңдылықтарды білмейді.
Проблема «человек и среда» приобретает в современных условиях принципиально новое содержание. Актуализация её обусловливается уровнем развития современного человека, адаптирующего, организующего, воспроизводящего разные уровни и сферы среды своего обитания.
Спілкування – це взаємодія на основі взаємного психологічного відображення. Спілкування базується на обміні інформації між людьми. Процес обміну інформацією називається комунікацією. Потреба в такій інформації – вроджена, запрограмована природою. Ще в період «немовляти» дитина вже шукає контакту з матір’ю. Потім її зв’язки з оточуючими швидко розширяються, по мірі росту її можливостей спілкування.
В момент, когда родители узнают о том, что у них родился ребенок с диагнозом СД, то эта новость воспринимается ими как шок, последствием которого всегда становится стрессовый период и отрицание случившегося. Затем они начинают воспринимать данную реальность, начинают искать вину в себе, боясь и стесняясь сообщить об этом родственникам и знакомым. Они не видят будущего, их терзают противоречивые эмоции. Таким образом, вся семья попадает в достаточно продолжительную психотравмирующую ситуацию. В таком случае им просто необходима психолого-педагогическая поддержка. В этот нелегкий период семья нуждается во взаимопонимании и взаимоподдержке, сочувствии друзей и знакомых, в обязательной квалифицированной помощи специалистов. Именно это помогает семье психологически выжить. Ведь родители детей с особенностями лишаются свободы, которая есть у родителей обычных детей, так как их дети могут быть самостоятельными, когда вырастут, чего лишены будут первые.