30 ноября, 2021
В українській фольклорній пісенній традиції образ Богородиці найбільш повно втілився в циклі колядок, які належать святочному зимовому обрядовому циклу Коляди/Різдва Христова. У вказаному жанрі акцентований, перш за все, Богоматеринський вимір святості Пречистої Діви, який у колядках передає народний модус бачення християнського догматично-богословського тлумачення багатогранного образу Богородиці.
Возможности кларнета можно считать по истине многогранными. Это один из немногих инструментов, который может весьма органично смотреться в совершенно разных по стилю и манере жанров – начиная от переложений барочных сочинений и заканчивая музыкой XXI века, кларнет очень гармонично будет звучать в любых произведениях. Жанр произведений для кларнета соло сформировался в ХХ веке (м.б. за исключением учебно-педагогического материала в виде этюдов и переложений популярных мелодий для любителей). Его запоздавшее становление объясняется и поздним включением кларнета в профессиональную композиторскую практику, и длительным процессом совершенствования самого инструмента, который приобрел утвердившиеся системы (французская, немецкая) только к началу ХХ века1. Среди авторов, отдавших свои сольные произведения кларнету – Игорь Стравинский, Зигфрид Карл-Элерт, Жермен Тайфер, Карл-Хайнц Штокхаузен, Эдисон Денисов, Рихард Сарджент и другие.
Інформація про діяльність професійних композиторів на території українського Полісся означених областей відсутня майже до початку ХХ століття. П. Шиманський, досліджуючи музичну культури Волині 20-30-х років XXст., назвав цей період «поліським Ренесансом» і назвав його лідерів – композитори М.Тележинський та А.Річинський. Саме завдяки їх зусиллям, невтомній творчій та практичній діяльності українське Полісся у 20-30-х рр. ХХ ст. жило активним та плідним музичним життям.
Массовая культура 70-80-х годов прошлого столетия существовала дифференцированно от академической, тем не менее, проблема взаимодействия представленных сфер искусства была достаточно актуальной. Переоценка ценностей, как результат изменений в социально-политической, культурной жизни общества, вызванных «оттепелью», проявилась в массовизации всех видов искусства. Наиболее ярким примером тому служит появление рок-оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», представленная в премьерном показе в 1981 году на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола. В общественном культурном сознании произошли трансформации, коррелирующие с ослаблением давления цензуры, и тяготение к популярной песне в академической среде было связано с общими тенденциями.