СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  Мальцева Марина (г. Гомель, Республика Беларусь) |    Завантажити статтю

Отдельные направления изучения смысложизненных ориентаций, жизненного плана, жизненного пути, жизненных стратегий разрабатывались как зарубежными учеными (А. Адлер, В. Франкл, З. Фрейд, К. Юнг и другие), так и отечественными социологами и психологами (Л.С. Выготкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и т.д.). Авторы сформировали несколько подходов и описывали смысл жизни разными понятиями. Приоритет ценностно-смысловой, а не потребностной сферы в развитии личности у старшеклассников показан в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, С.Л. Рубинштейна, В.Э. Чудновского и др. Значимым периодом в развитии личности считают окончание школы и отмечают актуализацию потребности в обретении целей своего существования и определении профессиональной деятельности такие авторы, как Л.И. Божович, Л.С.Выготский, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин и др. А. Маслоу, В. Франкл смысл и цель человеческой жизни видят в самоактуализации человека, реализации всех его способностей, возможностей во внешней деятельности.