ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ДЕСТАБИЛИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНОВ

  Оксана Подольская (Гомель, Беларусь) |    Скачать статью

Понятие «проблемные регионы» является относительно новым для Республики Беларусь. В официальных документах оно впервые было использовано в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы» в разделе 10 «Региональная политика». Согласно НСУР-2020, к проблемным регионам в Республике Беларусь относят следующие территории: депрессивные регионы, Солигорский промышленный район, Новополоцкий промышленный узел, Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье; приграничные регионы, Минский столичный округ, а также самый проблемный регион Беларуси, имеющий официальный статус региона экологического бедствия, – это территории, загрязненные в результате аварии на Чернобыльской АЭС [1, c. 130]. Согласно мнению Л.В. Козловской [2], вся Беларусь сегодня является одним проблемным суперрегионом. На территории нашей страны практически нет беспроблемных регионов, а есть регионы с различной степенью проблемности по тем или иным параметрам и с различной значимостью этой проблемности для страны в целом. Следовательно, проблемное районирование требует в первую очередь четкого определения термина «проблемный регион», указания на конкретный критерий или совокупность критериев с научным обоснованием используемых показателей. Несмотря на то, что выявлению особенностей развития регионов, выделяющихся комплексом специфических природных, экологических и социально-экономических показателей и требующих государственной поддержки в решении их проблем, белорусские ученые уделяли и уделяют большое внимание, в направлении выработки критериев оценки проблемности и типологии проблемных регионов сделаны только первые шаги.