По утверждению Ф.Ф. Зелинского «… первое понятие о двух мирах мы встречаем в учении Элеатов (представители: Ксенофан Колофонский и его ученик Парменид, главный представитель элеатской школы, «названной по имени южноиталийского города — Элей, где под конец своей жизни обосновался Ксенофан»). Данное учение разрешило те противоречия, в которых запуталась философия природы, в гипотезе двоемирия…» [4, с. 123]. Согласно этой гипотезе, существует мир бытия, который доступен только человеческой мысли, однако скрыт от человеческих чувств. Об этом мире нельзя сказать ничего более, кроме того, что он существует. И есть ещё, так называемый «кажущийся мир», ему принадлежит всё, что человеку могут рассказать его чувства. Божество (по Зелинскому) элеаты представляли как «бытие», и этим объяснялась его «неощутимость», нематериальность, безликость и недоступность для людей. Поэтому, неразумными считались те, кто пытался представить себе божественную сущность в том или ином образе.
АРХАИЧЕСКИЕ ИСТОКИ РОМАНТИЧЕСКОГО ДВОЕМИРИЯ
Анастасія Матрос (Запоріжжя, Україна) | Download article